О правах потребителей при покупках на маркетплейсах
Маркетплейс – это площадка, на которой свои товары предлагают разные продавцы. Владелец данной площадки выступает в качестве агрегатора, которому, как правило, не принадлежат размещенные на нем товары, но вместе с тем маркетплейс может выступать и в роли продавца.
В соответствии с п. 2.1 ст. 12 Закона РФ от 02.09.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее ‒ Закон о защите прав потребителей) владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. Вместе с тем, владелец агрегатора не несет ответственность в случае если такая информация предоставлена агрегатору продавцом и опубликована без изменений.
Ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре или продавце, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец.
До заключения договора потребителю должна быть предоставлена информация, посредством размещения на сайте в сети Интернет, об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения), о полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (ст. 26.1. Закона о защите прав потребителей).
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
Потребитель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней, а в случае если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара – в течение 3-х месяцев с момента его передачи.
При обнаружении недостатка в товаре после его получения рекомендуется ознакомиться с условиями возврата товара, прописанными на сайтах агрегаторов, в этом случае потребитель может предъявить одно из требований, предусмотренных ст. 18 Закона о защите прав потребителей:
потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Если требования не исполняются продавцом в добровольном порядке, потребитель имеет право обратится в суд для защиты нарушенных прав.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г.Шумерля