О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Детская психика весьма восприимчива к информации, поступающей извне. Именно в детском возрасте у человека развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Негативная информация способна нести в себе информационные угрозы, причинить вред здоровью и развитию детей.
К информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» относится следующая информация: побуждающая к действиям, угрожающим жизни и здоровью; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; побуждающая к насилию, жестокости; побуждающая к отрицанию семейных ценностей; содержащая нецензурную брань; оправдывающая противоправное поведение; порнографического характера и др.
Информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Роспотребнадзор осуществляет государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов.
Знак информационной продукции размещается: в прокатных удостоверениях и на упаковках аудиовизуальной продукции; в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции; в афишах фильмов, концертов, на входных билетах и т.д.
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
для детей, не достигших возраста 6 лет, - в виде «0+»;
для детей, достигших возраста 6 лет, - в виде «6+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше шести лет»;
для детей, достигших возраста 12 лет, - в виде «12+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше 12 лет»;
для детей, достигших возраста 16 лет, - в виде «16+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше 16 лет»;
применительно к категории продукции, запрещенной для детей, - в виде «18+» и (или) текстового предупреждения «запрещено для детей».
Оборот информационной продукции без знака и предупреждения запрещен. Под оборотом понимается ее предоставление и распространение, в том числе продажа, аренда, прокат, раздача, выдача из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение, распространение посредством связи и вещания.