Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Кружковая работа в целях повышения познавательного интереса к географии

Кружковая работа в целях повышения познавательного интереса к географии

Сегодня у школьников наблюдается отсутствие интереса к изучению школьных предметов. Это связано с тем, что учащиеся не видят значимости обучения в повседневной жизни, не понимают, зачем нужно учиться. Для формирования познавательного интереса у школьников к изучению географии в Хозанкинской основной школе учителем географии Альбиной Макаровой организован кружок «Юный турист». В кружке ребята из разных классов познают основные направления и виды туризма, учатся вести себя на природе, проводят походы, где на практике учатся ориентироваться, использовать карты. Работа кружка способствует развитию интереса к предмету география, ведь для участия в походе нужно знать карту, уметь ориентироваться, охранять природу. Они на личном опыте убеждаются в этой необходимости.

Одним из самых необходимых условий выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Предметом познавательного интереса туристического кружка в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Учитель не всегда может познакомить детей всеми достижениями современной науки.  Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

В условиях обучения познавательный интерес выражается желанием школьника к учению, интереса к учебному предмету. Познавательные походы в рамках кружковой работы направлены на изучение своего края: рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Такие походы способствуют расширению кругозора, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство патриотизма. Оздоровительные походы способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Спортивные походы улучшают физическую подготовленность, закаливают волю, способность к физическому совершенствованию. 

«Туризм учит видеть, и «пробовать на вкус» природу, наблюдать и описывать её». На природе дети отдыхают от повседневных проблем, общаются с друг другом, учатся видеть красоту природы, дышат свежим воздухом и другое. Использование знаний, умений, навыков, полученных на занятиях туризмом в курсе географии. Участнику похода необходимо обладать знаниями по топографии, уметь использовать компас, читать карту, быстро и правильно выбирать путь следования по местности.

В процессе изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, дети закрепляют свои навыки в понимании изображения на картах разных по рельефу, опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, и наоборот. Это важно для определения своего местоположения в лесу по карте и на местности.

Чтобы знать свое местонахождение на местности необходимо научиться измерять расстояния. Для этого можно посчитать количество шагов на отрезке в 100 метров на ровном участке. С помощью компасов дети учатся измерению углов и направлений (азимута) как на карте, так на местности. Чтобы научиться ориентироваться с компасом на местности нужно чаще проводить именно тренировочные занятия.

Всегда нужно знать, где ты находишься и куда ты прибудешь. Нужно найти на карте объекты, которые видны на местности и наоборот, найти на местности тот ориентир, который есть на карте. Необходимо научиться на глаз определять высоту, а на карте ориентироваться по горизонталям. Это более сложная задача, особенно для начинающих туристов. (5,6 класс)

Выбор пути движения осуществляется на основе анализа всей информации, полученной от чтения карты. Оптимальный путь движения - не есть самый короткий путь. Все зависит от крутизны склона и проходимости, а также от ложбины и оврагов. Иногда лучше обходить препятствие.

Школьники посещающие туристический кружок, очень легко ориентируются на уроках географии при изучении тем где рассматриваются вопросы топографии, умение работать с компасом, определять азимут, находить стороны горизонта, географические объекты на картах. Это облегчает работу учителя при изучении таких тем школьного курса географии.

Так, например, в разделе «План и карта» (6 класс) школьники знакомятся с масштабом, видами масштаба, условными знаками на плане и карте, понятия план и карта, изображением неровностей горизонталями. Все эти вопросы рассматриваются на природе во время проведения похода. Или наоборот, ученики закрепляют теоретические знания, полученные на уроке.

Свои знания и навыки от занятий в кружке, ребята могут использовать и в восьмом классе при изучении темы «Источники географической информации». Ведь они уже знают какие знаки используются на картах местности, и то, что большую часть информации можно получить из географической карты.

Ребята вместе с понятием об ориентировании узнают больше о предмете география. Они могут сравнивать изображение на карте с оригиналом на местности. Сравнивая объекты на местности и условные знаки на карте получают полное представление об изображаемых объектах. На занятиях кружка дети получают представление о том, что формы рельефа бывают разные и размерам и по отношению к плоскости. Они знакомятся с понятиями: горы, высота, хребет, седловина, барханы, увал, долина, овраг, балка, лощина, котловина и с их топографическими знаками. Эти понятия присутствуют в курсе географии основной школы.

Основы топографии изучаются в разных классах по темам: «Земля как планета», «Способы изображения земли», «Градусная сетка Земли. Географические координаты точек, «Атмосфера», «Географическая оболочка», «Гидросфера», раздел «Природа и население своей местности», «Материки».

Занятия в туристическом кружке способствует развитию мышления, памяти, умение сопоставлять. Так как изображение на карте отличается от изображения на местности, топографы должны знать основы построения топографических карт: горизонтали, высота сечения и т.д.

Таким образом мы видим, что познавательный интерес играет огромную роль в развитии личности, а именно в области познания и самому процессу овладения знаниями.  

Знания, приобретённые на занятиях туризмом, используются на уроках географии. Они заранее получают эти знания, а на уроках географии повторяют и закрепляют их. А также юные туристы получают начальные экологические знания. Дети учатся охранять и защищать природу.

За короткий период работы кружка достигнуты большие результаты. В мае 2024 года воспитанники кружка, формировали отряд «Горизонт» и решили попробовать свои умения и навыки по туризму во Всероссийском конкурсе «10 шагов к Турслёту», который был организован Движением Первых. Они всей командой вместе с руководителем выполнили 10 различных заданий конкурса, из которых самым главным было сходить в поход и отразить в отчетных материалах. Старания юных туристов оценили организаторы конкурса, и отряд, оказавшийся в числе 40 команд-победителей, был приглашен на Всероссийский слёт «Больше, чем путешествие».

Слёт проходил в Красноярском крае, в ТИМ «Бирюса», с 13 по 19 сентября 2024 года. Это большое мероприятие организовано Движением Первых совместно с Северо-Кавказским федеральным университетом, при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Всероссийский турслёт «Больше, чем путешествие» стал незабываемым событием для наших ребят. Ребята научились правильно организовывать походы, примерили на себя разные походные роли: отвечающие за навигацию – разведчики, создатели медиа-контента – хранители впечатлений, отвечающие за безопасность и медицину – спасатели, ответственные за развлекательные мероприятия – хранители атмосферы, а также ответственные за снаряжение и питание – хранители лагеря.

Альбина Макарова, учитель географии



26 сентября 2024
09:10
Поделиться