Старинный обрядовый праздник «Кукла» проведен в деревне Русские Атаи
Из 70 населенных пунктов Красночетайского муниципального округа Русские Атаи – единственная деревня, где отмечается старинный обрядовый праздник «Кукла». Этот праздник своими корнями уходит далеко вглубь истории и является отголоском языческой веры в Древней Руси. На чувашскую землю его привезли с собой русские крестьяне, которые в 18 веке поселились на территории нынешнего Староатайского территориального отдела и основали деревню Русские Атаи.
И в этом году через неделю после праздника «Троица», 30 июня, в деревне Русские Атаи проведен обрядовый праздник «Кукла». Праздник открыли концертной программой с русскими песнями в исполнении Фаины Корчагиной, Татьяны Ефремовой, Татьяны Зарубиной, Николая Майорова, Владимира Парикова, Павла Любимова и ансамбля «Саванар-и» районного Дома культуры.
Под русские песни местные жители с коллективами самодеятельного народного творчества учреждений культуры Староатайского, Хозанкинского, Штанашского сельских территориальных отделений на праздничной поляне провели обряд «Кукла».
Обряд праздника «Кукла»
Празднование начинается с самого утра. Молодежь со старейшиной деревни с песнями и плясками отправляется в лес. Сначала все дружно собирают лесные цветы и папоротник. Тем временем несколько молодых ребят вместе со старейшиной идут искать ветки для будущего основания (креста) «куклы». Ветки выбирают из липы с большим количеством сучков, чтобы потом «кукла» не рассыпалась.
Как только все необходимое собрано, все отправляются вглубь леса на небольшую полянку, где они будут делать «куклу». Первым делом ребята делают крест из найденных веток липы. Ветки связывают между собой вязками из коры вяза. Стоит отметить, что ни в коем случае нельзя использовать гвозди. Рост «куклы» должен быть не менее двух метров. Как только ребята сделали крест и воткнули его в землю, старейшина окропляет его водкой или вином, так он поминает усопших. После он говорит напутственные слова молодежи, и все начинают «вязать куклу». Ее стараются сделать как можно пышнее, поэтому первые 4-5 слоев делают из папоротника. Руки и голову тоже делают из него, а ног у «куклы» не видно. Последний слой делается из лесных цветов – это наряд будущей «куклы». Слои связываются между собой с помощью вяза. Пока ребята занимаются «вязанием куклы», девушки из лесных цветов плетут для «куклы» косы и венок.
После того, как «кукла» готова, молодые неженатые ребята начинают делать себе саламаты. Саламат – это плетка, изготовленная из коры вяза. Саламаты могут плестись из коры, разделенной на 6,8,10,12 и даже 16 частей. Чем больше частей, тем сложнее плетение. Стоит отметить, что для изготовления хотя бы одного маленького саламата нужно приложить очень много усилий.
Как только все приготовления к празднику закончены, «куклу» кладут на жерди и несут в деревню, пронося ее через все улицы, где ее встречают жители. С песней приносят эту куклу в деревню и закрывают в сарае одного из жителей деревни. А вечером выносят из сарая в определенное место, где собирается народ и начинается народное гулянье с песнями и танцами. После куклу выносят в поле, как бы изгоняя из деревни всякие беды, порчу, неудачи. Вся толпа направляется в поле, люди стараются вырвать траву из куклы, которую охраняют стражи - молодцы с саламатами. В поле разрешается брать траву, и все разбирают куклу, разбредутся по домам с этими травами. По поверьям эта трава приносит в дом удачу и имеет целебную силу.
И в этом году через неделю после праздника «Троица», 30 июня, в деревне Русские Атаи проведен обрядовый праздник «Кукла». Праздник открыли концертной программой с русскими песнями в исполнении Фаины Корчагиной, Татьяны Ефремовой, Татьяны Зарубиной, Николая Майорова, Владимира Парикова, Павла Любимова и ансамбля «Саванар-и» районного Дома культуры.
Под русские песни местные жители с коллективами самодеятельного народного творчества учреждений культуры Староатайского, Хозанкинского, Штанашского сельских территориальных отделений на праздничной поляне провели обряд «Кукла».
Обряд праздника «Кукла»
Празднование начинается с самого утра. Молодежь со старейшиной деревни с песнями и плясками отправляется в лес. Сначала все дружно собирают лесные цветы и папоротник. Тем временем несколько молодых ребят вместе со старейшиной идут искать ветки для будущего основания (креста) «куклы». Ветки выбирают из липы с большим количеством сучков, чтобы потом «кукла» не рассыпалась.
Как только все необходимое собрано, все отправляются вглубь леса на небольшую полянку, где они будут делать «куклу». Первым делом ребята делают крест из найденных веток липы. Ветки связывают между собой вязками из коры вяза. Стоит отметить, что ни в коем случае нельзя использовать гвозди. Рост «куклы» должен быть не менее двух метров. Как только ребята сделали крест и воткнули его в землю, старейшина окропляет его водкой или вином, так он поминает усопших. После он говорит напутственные слова молодежи, и все начинают «вязать куклу». Ее стараются сделать как можно пышнее, поэтому первые 4-5 слоев делают из папоротника. Руки и голову тоже делают из него, а ног у «куклы» не видно. Последний слой делается из лесных цветов – это наряд будущей «куклы». Слои связываются между собой с помощью вяза. Пока ребята занимаются «вязанием куклы», девушки из лесных цветов плетут для «куклы» косы и венок.
После того, как «кукла» готова, молодые неженатые ребята начинают делать себе саламаты. Саламат – это плетка, изготовленная из коры вяза. Саламаты могут плестись из коры, разделенной на 6,8,10,12 и даже 16 частей. Чем больше частей, тем сложнее плетение. Стоит отметить, что для изготовления хотя бы одного маленького саламата нужно приложить очень много усилий.
Как только все приготовления к празднику закончены, «куклу» кладут на жерди и несут в деревню, пронося ее через все улицы, где ее встречают жители. С песней приносят эту куклу в деревню и закрывают в сарае одного из жителей деревни. А вечером выносят из сарая в определенное место, где собирается народ и начинается народное гулянье с песнями и танцами. После куклу выносят в поле, как бы изгоняя из деревни всякие беды, порчу, неудачи. Вся толпа направляется в поле, люди стараются вырвать траву из куклы, которую охраняют стражи - молодцы с саламатами. В поле разрешается брать траву, и все разбирают куклу, разбредутся по домам с этими травами. По поверьям эта трава приносит в дом удачу и имеет целебную силу.