Санитарно- гигиенические требования к школьной мебели
Ведущее место в формировании у детей и подростков различных патологических состояний органов зрения и опорно-двигательного аппарата занимает неправильно подобранная мебель. В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.
Мебель, предназначенная для использования в школах, должна соответствовать нормам, установленным в ГОСТ 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры», ГОСТ 22046-2002, где подробно описаны требования к этим изделиям.
При закупке мебели и применении материалов для внутренней отделки помещений детских учреждений следует учитывать, что они должны быть устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами и при этом не изменять свои гигиенические показатели. Окраска и фактура мебели, отделочных материалов из полимеров должна соответствовать эстетическим и физиолого- гигиеническим требованиям, а также не становиться источником специфического запаха в помещениях, превышающего допустимые нормы.
Как расставлять столы в классе исходя из роста учащихся? В первых рядах располагаются столы с меньшими номерами, увеличивающимися по мере удаления от доски. Если требуется разместить высокие столы в первом ряду, то для них предусматриваются крайние ряды.
Расстояние между рядами и от боковой стены до края столешницы должно составлять от 500 до 700 мм. Сиденья ученических стульев должны быть изготовлены из высокопрочного полипропилена, не иметь острых углов, это в свою очередь предотвращает возможности травматизма и порчу одежды. Стулья могут иметь регулирующий механизм с жесткой фиксацией, позволяющий устанавливать высоту.
Обязательно в производстве в соответствии с ГОСТом должны учитываться и приниматься во внимание критерии, которые помогут соблюдению правильного (здорового) расположения тела при сидении:
- ноги должны твердо стоять на полу;
- высота стола должна соответствовать росту ребенка и расположена на таком уровне, чтобы локти находились на уровне верхней части столешница, а спина и плечи были расправлены;
- между нижней часть столешницы и коленями должно быть столько места, чтобы ребенок мог свободно совершать движения;
- спина должна поддерживаться на уровне лопаток и поясницы спинкой стула;
- между передним краем стула и подколенной ямкой должно быть достаточно свободного пространства;
Помощник врача по гигиене детей и подростков филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР -Чувашии в г.Шумерля» Фадеева П.М.