«Каким мы видим своего учителя?»
Психологическая совместимость между учителем и учащимися – одно из условий эффективного учебного процесса. Поэтому для учителя большое значение имеет знание того, как его воспринимают дети. Эти знания дают ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества.
В целях выявления отношения детей к классным руководителям, учителям с учащимися 7, 8, 9 классов Верхнеаккозинской основной школы проведено анкетирования по диагностической методике «Каким я вижу своего учителя?» Это позволило по гностическому (компетентность учителя как специалиста), эмоциональному (симпатия к личности учителя), поведенческому (вер6альные взаимоотношения учителя и ученика) параметрам определить психологическую совместимость между учителем и учащимися.
Качественный и количественный анализ свидетельствует, что несмотря на высокую оценку деятельности учителя, присутствуют проблемы в отношениях с учителями. Это прежде всего проблемы поведенческого и эмоционального характера.
100% респондентов утверждают, что им легко ладить с учителем, он справедливый человек, всегда может дать разумный совет.
Значительная часть анкетируемых (88-94%) уверяют, что учитель обычно раскрывает и обсуждает план урока вместе с ними, они вполне довольны учителем; учитель достаточно требователен к ним, оценка учителя очень важна для учащихся. 89% опрошенных не сомневаются в правильности и необходимости всех проявляемых учителем педагогических возможностей.
Между восприятием личности учителя и индивидуальным стилем отношения учителя к учащимся существует взаимосвязь. Анализ результатов убеждает в том, что основными показателями восприятия личности учителя школьниками являются: справедливость учителя, умелая организация обучения, трудности в общении с учителем, недостаток чуткости учителя в отношениях с учениками, нежелание учеников делиться с учителем своими мыслями.
Эти результаты помогут некоторым членам педагогического коллектива пересмотреть свои взаимоотношения с учащимися.