Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

7 июня – Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Третье обретение честной главы святого Иоанна произошло около 850 года. Во время волнений в Константинополе, связанных со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава Предтечи была перенесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин ее перенесли в Команы и там, в период иконоборческих гонений, скрыли в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию в видении было указано место, где скрыта глава Пророка. Он сообщил об этом императору, и тот направил посольство в Команы, где и была обретена честная глава. Позже она была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви.
“Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя”, - так говорит Господь о великом подвижнике, память которого мы сегодня празднуем. В Ветхом Завете было немало святых мужей, как, например, Илия, Елисей и другие пророки, которые вели строгую жизнь, любили проводить время в уединении и молитве. Но и среди них Креститель Господень выделяется необыкновенным подвигом всей жизни.
Еще в раннем детстве, оставшись сиротой, святой Иоанн уходит в глубину пустыни и здесь, вдали от людей, возвышается над всеми телесными потребностями природы, проводит годы в молитве, непрестанно беседует с Богом. “Он, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь… Он обитал в пустыне, как на небе … и оттуда, подобно Ангелу с неба, нисходил во грады, - подвижник благочестия, увенчанный всей вселенной и … достойный неба”. Одежда его была из жесткого верблюжьего волоса, а пищей, по свидетельству святых евангелистов, только “акриды и дикий мед”. Преподобный Исидор Пелусиот поясняет, что акриды, “которыми питался Иоанн, были … верхушки трав или растений”. А мед, “составляемый дикими пчелами”, был “весьма горький и противный на вкус. А сим Иоанн показывал, какому чрезмерному подвергался злостраданию”.
Подвиг святого Иоанна был настолько велик и необычен, что даже враги его, “фарисеи и законники”, вынуждены были признать его исключительность. И этот великий подвиг снискал и великую награду. Предтеча Господень был первым из ветхозаветных праведников, удостоившихся ясного откровения о бытии Святой Троицы. До Крещения Спасителя эта тайна скрывалась под сенью образов и покровом символов, и ни один ветхозаветный патриарх, пророк или праведник не мог четко указать все три святейших имя: Отца, Сына и Святого Духа. Голос Отца Небесного слышали ближайшие ученики Спасителя на горе Фавор, но Духа Святого не видели. Дух Святой открылся им в день Пятидесятницы, но Отец не был видим. В других случаях являлся Сын Божий, но Он один. В водах же Иорданских, когда Креститель поднял руку над главой Христа, “троическое явися поклонение” – Отец в гласе, свидетельствующем о Сыне, сын в человеческой плоти и Дух Святой в виде голубя.
Господь назвал Своего Предтечу большим “из рожденных женами”, и святая Церковь правильно поняла смысл этой похвалы, поставив в своих молитвословиях святого Иоанна первым после Богородицы и Приснодевы Марии. Сам же Пророк был исполнен глубочайшего смирения. О себе он говорил только как о Предтече Сильнейшего, у которого он “недостоин развязать ремень обуви”, перед Которым он откроет дверь и отойдет в сторону, в радости проведя оставшиеся дни жизни. Святой праведник не заботился о том, чтобы его не забыли люди, но Церковь Божия его не забыла и не могла забыть.
И до сегодняшних дней святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн продолжает учить нас о Христе Спасителе, ведет нас к Нему своим примером, зовет нас всех к покаянию. “Если же Иоанн, этот столь чистый муж, светлейший неба и всех пророков, более которого никого не было и который имел такое дерзновение, - рассуждает святитель Иоанн Златоуст, - если он вел такую суровую жизнь, совершенно пренебрегая всеми излишними удовольствиями, то какое же оправдание будем иметь мы, которые после явленных нам величайших благодеяний и при бесчисленных грехах, нас обременяющих, не оказываем даже и малейшей части его покаяния”. Ведь все мы, христиане, призваны быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный, как совершен был Предтеча Христов, и в этом стяжании совершенства нести радость людям, радость искренней любви друг ко другу, радость, которая никогда не прекратится и которую никто не сможет отнять.

 



07 июня 2007
00:00
Поделиться
;