Начальный профиль
Красные Четаи – один из самых отдаленных райцентров Чувашии. Он лежит по правому берегу реки Суры, а по левому — уже Нижегородская область. Отсюда не только до Москвы далеко, но и до столичных Чебоксар без малого сто верст. Так что в каких вопросах «сверху» помогут, а многие проблемы приходится решать, что называется, на месте. Своими силами.
Проблемы в Красном Четае примерно те же, что и во всякой другой сельскохозяйственной «глубинке». Знакомиться с ними я начал сразу, приехав в поселок. На центральной площади, перед зданием районной администрации выстроились стенды с «показателями». Хоть и говорят, что «статистика — разновидность обмана», я люблю изучать такую «наглядную информацию». Потому что эти стенды, можно сказать, парадные, hglb них всегда найдется много забавного, интересного и полезного. Вот, к примеру, читаю: «Лошадей: 1939 г. - 4491, 2003 г. - 433», и рядом «Тракторов: 1939г.— 1, 2003 г. — 220». Налицо явный рост и прогресс — прекрасный повод для гордости, потому как «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке». Или еще: «Комбайнов зерноуборочных: 1939 г. — 0, 2003 г. — 65». Тоже внушительно.
В другой колонке вижу: «Надоено молока (от одной коровы, кг. ) 1939 г. — 1773, 2003 г. — 2731». Опять же рост. Правда, если не знать, что в среднем по России надои составляют 3500 кг, в Великобритании 5500, в Германии — 6000. Да и самих коров в Красночетайском районе стало меньше. Не говоря уже о том, что по сравнению с 1960 годом свиней стало меньше в три раза, овец и коз примерно в два. И картошки чуть ли не вчетверо меньше стали выращивать.
Если в Красночетайском районе и с животноводством хуже стало, и в земледелии «прорехи», то – пожалуй, на тех же стендах: «Число учащихся: 1950 г – 7823, 2003 г. – 2811». В три раза школьников стало меньше.
- В этом году число учеников еще сократилось, - вздыхает зав. райотделом образования Анатолий Тверсков, - на двадцать школ района - всего 2614 учеников.
- Пустею школы. И вы, разумеется, их закрываете…
- Закрываем, да. Как иначе? Смотрите сами, — Тверское выхватывает из пачки бумаг несколько скрепленных листов. - Вот, к примеру, в этой школе 64 ученика. А учителей... на одного учителя приходится семь учеников.
Пробегаю взглядом по таблице: «1 кл. — 1 ученик, 2 кл. — 2, 3 кл. — 3, 4 кл. — 12... 8 кл.—13, 9кл. — 20».
- И как же, — спрашиваю, — уроки проходят? (Хотя ответ уже очевиден.)
- Да так и проходят — в одном кабинете несколько классов сразу. Ну, согласитесь, во всех отношениях нет смысла такую школу сохранять. Поэтому мы школьную сеть реструктуризируем.
Что такое «реструктуризация», я уже видел и в Ярославской области, и здесь, в Чувашии, и в других местах: микроскопические деревенские школы закрывают, и детей переводят в крупные — сельские, поселковые.
- Значит, надо понимать, у вас в районе существует система школьных автобусов?
- Пока у нас только семь таких специальных автобусов, скоро еще прибавится. Каждый приписан к определенной школе, по утрам они объезжают деревни, собирают детей, к вечеру — развозят по домам. Таких детей по району — три сотни, а общая длина маршрутов школьных автобусов — 152 километра. Потому что, к примеру, в одной из школ у нас учатся ребята из 23 деревень. В таких «базовых» школах – и кабинеты, и оборудование, и столовая с горячим питанием.
- Знчаит, и качество обучения выше… Тверсков гордо вздергивает голову:
- В этом году 45% наших выпускников поступили в вузы.
Гордость заведующего понятна: «процент поступивших» - одно из главнейших подтверждений успешной работы и отдельной школы, и целого района. Однако…
- Анатолий Иванович, но есть же и другие 55%. А также те выпускники, которые школу покидают после девятого класса.
Тверсков развел руками: - Верно, здесь мы имеем трудности. Тут ведь что еще надо знать: с рабочими местами в районе туго. Немало людей со своего подворья живут… Да что там, считая, у всех огороды, и сады, и скотину держат. Как иначе! Вот, представляю, директор одной из лучших наших школ... Он повернулся и, смеясь, хитро подмигнул сидящему рядом мужчине:
— Ты бычка-то вырастил?
Тот в ответ заулыбался:
— Обязательно. Хороший бычок получился.
— И за сколько продал?
Улыбка на загорелом директорском лице стала еще шире:
— За двенадцать тысяч...
Тверское победно глянул на меня, «знай наших». Я восхищенно покачал головой и тут же попытался вернуться главной теме:
- Ну, а молодежь, те, что школу кончают, — при родителях? Или как?
- По-разному... это — проблема, если парнишка ничего не умеет толком, и лет ему маловато, то куда он поедет, его на работу возьмет? А раз без болтается, то и забаловать недолго.
мы на этот счет и придумали кое-что.
Идея, в общем, проста и тем как замечательна. Подал ее глава районной администрации Валерий Орлов, он же предпринял первые шаги по ее воплощению. Здесь я должен напомнить, что Красночетайский район далек от научно-культурных центров. И от средних тоже. Поэтому — решил Орлов — пусть «гора идет к Магомету». То есть, если после школьной учебы лишь отдельные ребята могут уехать в учебные заведения Шумерли, Ядрина, Вурнар, не говоря уже о Чебоксарах, значит, следует сами эти заведения приблизить к «потребителю». Причем тому самому, который «может забаловать».
Два года назад в Красном Четае был открыт филиал Ядринского профессионального лицея.
О сделанном рассказала Светлана Куропаткина, заведующая Красночетайским филиалом Ядринского профлицея.
- С сентября 2002 года мы открыли три специальности, - начала Светлана Петровна, - тракторист-механизатор, строитель (каменщик, штукатур, маляр) и повар. И сразу - в первый же год – набрали 116 человек. И потом – каждый год – по полной норме. Сейчас у нас учится почти 200 человек – по четыре группы на курсе. Под теоретические занятия нам выделили двухэтажный дом, а производственную практику ребята
проходят — по договорам — на предприятиях Красного Четая.
Получается, и родители, и сами школьники моментально оценили новую идею. Хотя как не оценить! Мало, что профессии учат, так еще бесплатное питание, и стипендия целых 140 рублей. И пусть никто не усмехается: там, где в сельхозпредприятиях люди зарабатывают по 400-500 рублей в месяц, такая стипендия совсем не пустяк. Так что в Красный Четай умники съезжаются со всего района, некоторые даже из соседних. Спрашиваю:
- А кадры - из Вурнар приезжают?
- Так все семнадцать сотрудников наши, отсюда — и мастера производственного обучения, и преподаватели по общим дисциплинам.
Стоп! Вот это, на мой взгляд, крайне важно. «Общие дисциплины», значит, этих бывших девятиклассников учат не только профессии, ребята здесь одновременно и полное школьное образование получают. Такое — поверьте, знаю, о чем пишу, — есть не в каждом «основном» профессиональном училище. В Красночетайском филиале есть — такой здесь создали «начальный профиль» обучения, в котором все учтено, взвешено и — действует.
— Светлана Петровна, как вы стали заведующей?
— По образованию и специальности я — учитель русского языка и литературы. Работала в деревенской школе, но в связи с реструктуризацией школы меня сократили. И когда предложили пойти сюда, я, разумеется, согласилась.
У меня сразу возник вопрос:
— А где вам лучше — здесь, в начальниках, или там, в школе?
Куропаткина застенчиво улыбнулась:
— Конечно, там. Я ведь двадцать лет в школе отработала. Правда, и здесь я литературу преподаю. А все равно, как
вспомню, сердце сжимается. Но вы не думайте, — забеспокоилась Светлана Петровна, — здесь тоже хорошо.
А я и не «думал». Я размышлял. Интересный поворот: реструктуризация, а если называть вещи своими именами; закрытие школ оборачивается для многих учителей катастрофой. Ни много ни мало - жизненной. И вдруг — выход, его самое училище. В сущности, созданием филиала, так сказать, «одним ударом» в Красном Четае достигнут многократный эффект. Первое — уже сказано— начальное профобразование стало реально доступным молодым людям далекого Красночетвйского района. Так сказать, без отрыва от родного дома. Второе: пусть и не много требуется району специалистов, но все же нужны. И готовят их здесь, на месте. Так что у этих специалистов проблем с жильем нет, значит, нет и у руководства. Третье; вынужденное закрытие школ не так больно бьет по учителям. В конце концов, в училище почти два десятка человек не просто трудятся, а по специальности. И последнее, то, что вполне справедливо заботит Тверскова: найденное решение помогает увести праздную молодежь с улицы. Что само по себе (даже если не брать во внимание ничего другого) далеко не пустяк. Так что открытие этого филиала можно рассматривать как превентивную меру борьбы с подростковой преступностью.
Конечно, хорошо было бы еще услышать про то, как этих ребят трудоустраивают, — тогда бы инициативе красночетайских администраторов вообще цены не было. Но давайте трезво оценим условия: что-то активно предпринимать они могут только в пределах своего района. Где, как мы уже знаем, с рабочими местами плохо. Поэтому из Красного Четая многие ребята, получив диплом уезжают в поисках работы и в другие районы, и в Чебоксары, и даже в Москву. В самом же районе, к примеру, только 15 выпускников-механизаторов нашли работу. Поэтому — в прошлом году — красночетайцы попробовали, что называется, зайти с другой стороны. И по договору с Вурнарским профучилищем открыли у себя курсы пчеловодов. Причем сразу в двух школах. Результат сказался незамедлительно — три бывших «курсанта» создали свои пасеки. Что называется, лиха беда начало. А в этом уже году в училище открыли специальность портного — для десятиклассников.
Так одно к одному и кладется — как кирпичики в стену. Но получится ли «домик», этого в Красном Четае сейчас не знают. Потому что очень скоро - в, соответствии с новым Законом об образовании — практически все профучилища Чувашии переведут на муниципальный уровень, Чем этот перевод обернется для гловного, вурнарского, училища, а следом для его филиала, красночетайцы и подумать боятся.
Жалко, если крахом. Уж больно затея хороша.