Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Начальный профиль

Красные Четаи – один из самых  отдаленных райцентров Чувашии. Он лежит по правому берегу реки Суры, а по левому — уже Нижегородская область. Отсюда не только до Москвы далеко, но и до столичных Че­боксар без малого сто верст. Так что в каких вопросах «сверху» помогут, а мно­гие проблемы приходится решать, что на­зывается, на месте. Своими силами.

Проблемы в Красном Четае примерно те же, что и во всякой другой сельскохо­зяйственной «глубинке». Знакомиться с ними я начал сразу, приехав в поселок. На центральной площади, перед зданием районной администрации выстроились стенды с «показателями». Хоть и говорят, что «статистика — разновидность обма­на», я люблю изучать такую «наглядную информацию». Потому что эти стенды, можно сказать, парадные, hglb них всегда найдется много забавного, интересного и полезного. Вот, к примеру, читаю: «Лоша­дей: 1939 г. - 4491, 2003 г. - 433», и ря­дом «Тракторов: 1939г.— 1, 2003 г. — 220». Налицо явный рост и прогресс — прекрасный повод для гордости, потому как «железный конь пришел на смену кре­стьянской лошадке». Или еще: «Комбайнов зерноуборочных: 1939 г. — 0, 2003 г. — 65». Тоже внушительно.

В другой колонке вижу: «Надоено моло­ка (от одной коровы, кг. ) 1939 г. — 1773, 2003 г. — 2731». Опять же рост. Правда, если не знать, что в среднем по России надои составляют 3500 кг, в Великобри­тании 5500, в Германии — 6000. Да и са­мих коров в Красночетайском районе ста­ло меньше. Не говоря уже о том, что по сравнению с 1960 годом свиней стало меньше в три раза, овец и коз примерно в два. И картошки чуть ли не вчетверо меньше стали выращивать.

Если  в Красночетайском районе  и с животноводством хуже стало, и в земледелии «прорехи», то – пожалуй, на тех же стендах: «Число учащихся: 1950 г – 7823, 2003 г. – 2811». В три  раза школьников стало меньше.   

- В этом году  число учеников  еще сократилось, - вздыхает зав. райотделом образования Анатолий Тверсков, - на двадцать школ района   - всего 2614 учеников.

- Пустею школы. И вы, разумеется, их закрываете…

-         Закрываем, да. Как иначе? Смотрите сами, — Тверское выхватывает из пачки бумаг несколько скрепленных листов. - Вот, к примеру, в этой школе 64 ученика. А учителей... на одного учителя приходит­ся семь учеников.

Пробегаю взглядом по таблице: «1 кл. — 1 ученик, 2 кл. — 2, 3 кл. — 3, 4 кл. — 12... 8 кл.—13,  9кл. — 20».

- И как же, — спрашиваю, — уроки проходят? (Хотя ответ уже очевиден.)

- Да так и проходят — в одном каби­нете несколько   классов сразу.  Ну, согласитесь, во всех отношениях нет смысла такую школу  сохранять. Поэтому мы школьную сеть реструктуризируем.

Что такое «реструктуризация», я уже ви­дел и в Ярославской области, и здесь, в Чувашии, и в других местах: микроскопи­ческие деревенские школы закрывают, и детей переводят в крупные — сельские, поселковые.

- Значит, надо понимать, у вас в рай­оне существует система школьных авто­бусов?

-         Пока у нас только семь таких специ­альных автобусов, скоро еще прибавится. Каждый приписан к определенной школе, по утрам они объезжают деревни, соби­рают детей, к вечеру — развозят по до­мам. Таких детей по району — три сотни, а общая длина маршрутов школьных ав­тобусов — 152 километра. Потому что, к примеру, в одной из школ у нас учатся ребята из 23 деревень. В таких «базовых» школах – и кабинеты, и оборудование, и столовая с горячим питанием.

-         Знчаит, и качество обучения выше… Тверсков гордо вздергивает голову:

-         В этом году 45% наших выпускников поступили в вузы.

Гордость заведующего понятна: «процент поступивших» - одно из главнейших подтверждений успешной работы и отдельной школы, и целого района. Однако…

-         Анатолий Иванович, но есть же и другие 55%. А также те выпускники, которые школу покидают после девятого класса.

Тверсков развел руками: - Верно, здесь мы имеем трудности. Тут ведь что еще надо знать: с рабочими местами в районе туго.  Немало людей  со своего подворья живут…  Да что там, считая, у всех огороды, и сады, и скотину держат. Как иначе! Вот, представляю, директор одной из лучших наших школ... Он повернулся и, смеясь, хитро подмигнул сидящему рядом мужчине:

        Ты бычка-то вырастил?
Тот в ответ заулыбался:

            Обязательно. Хороший бычок получился.

        И за сколько продал?

Улыбка на загорелом директорском  лице стала еще шире:

        За двенадцать тысяч...
Тверское победно глянул на меня,
«знай наших». Я восхищенно покачал головой и тут же попытался вернуться главной теме:

- Ну, а молодежь, те, что школу кончают, — при родителях? Или как?

- По-разному... это — проблема, если парнишка ничего не умеет толком, и лет ему маловато, то куда он поедет, его на работу возьмет? А раз без болтается, то и забаловать недолго.
мы на этот счет и придумали кое-что.

Идея, в общем, проста и тем как замечательна. Подал ее глава районной администрации Валерий Орлов, он же предпринял первые шаги по ее воплощению. Здесь я должен напомнить, что Красночетайский район далек от научно-культурных центров. И от средних  тоже. Поэтому — решил Орлов — пусть  «гора идет к Магомету». То есть, если после школьной учебы  лишь отдельные ребята могут  уехать в учебные заведения  Шумерли, Ядрина, Вурнар, не говоря уже о Чебоксарах, значит, следует сами эти заведения приблизить к «потребителю». Причем тому самому, который «может забаловать».

Два года назад в Красном Четае был  открыт филиал  Ядринского профессионального лицея.

О сделанном рассказала Светлана Куропаткина, заведующая   Красночетайским филиалом Ядринского профлицея. 

- С сентября 2002 года мы открыли три специальности, - начала Светлана Петровна, - тракторист-механизатор, строитель (каменщик, штукатур, маляр) и повар. И сразу  - в первый же год – набрали 116 человек. И потом – каждый год – по полной норме. Сейчас у нас  учится почти 200 человек – по четыре группы на курсе.  Под теоретические занятия нам выделили двухэтажный дом, а производ­ственную практику ребята

проходят — по договорам — на  предприятиях Красного Четая.

Получается, и родители, и сами школьники  моментально оценили новую идею. Хотя как не оценить! Мало, что профессии учат, так еще бесплатное питание, и сти­пендия целых 140 рублей. И пусть никто не усмехается: там, где в сельхозпредприятиях люди зарабатывают по 400-500 рублей в месяц, такая стипендия совсем не пустяк. Так что в Красный Четай умни­ки съезжаются со всего района, некото­рые даже из соседних. Спрашиваю:

- А кадры -  из Вурнар приезжают?

- Так все семнадцать сотрудников наши, отсюда — и мастера производ­ственного обучения, и преподаватели по общим дисциплинам.

Стоп! Вот это, на мой взгляд, крайне важно. «Общие дисциплины», значит, этих бывших девятиклассников учат не только профессии, ребята здесь одновременно и полное школьное образование получают. Такое — поверьте, знаю, о чем пишу, — есть не в каждом «основном» профессио­нальном училище. В Красночетайском филиале есть — такой здесь создали «начальный профиль» обучения, в кото­ром все учтено, взвешено и — действует.

            Светлана Петровна, как вы стали заведующей?

  По образованию и специальности я — учитель русского языка и литературы. Работала в деревенской школе, но в свя­зи с реструктуризацией школы меня со­кратили. И когда предложили пойти сюда, я, разумеется, согласилась.

У меня сразу возник вопрос:

        А где вам лучше — здесь, в начальниках, или там, в школе?

Куропаткина застенчиво улыбнулась:

            Конечно, там. Я ведь двадцать лет в школе отработала. Правда, и здесь я литературу преподаю. А все равно, как

вспомню, сердце сжимается. Но вы не ду­майте, — забеспокоилась Светлана Пет­ровна, — здесь тоже хорошо.

А я и не «думал». Я размышлял. Инте­ресный поворот: реструктуризация, а если называть вещи  своими именами; закрытие школ оборачивается для многих учителей катастрофой. Ни много ни мало - жиз­ненной. И вдруг — выход, его самое учи­лище. В сущности, созданием филиала, так сказать, «одним ударом» в Красном Четае достигнут многократный эффект. Первое — уже сказано— начальное про­фобразование стало реально доступным молодым людям далекого Красночетвйского района. Так сказать, без отрыва от род­ного дома. Второе: пусть и не много требуется району специалистов, но все же нужны. И готовят их здесь, на месте.  Так что у этих  специалистов  проблем с жильем нет, значит, нет и у руководства.   Третье; вынужденное закрытие школ не так больно бьет по учителям. В конце концов, в училище почти два десятка человек  не просто трудятся, а по специальности.  И последнее, то, что вполне справедливо заботит Тверскова: найденное реше­ние помогает увести праздную молодежь с улицы. Что само по себе (даже если не брать во внимание ничего другого) далеко не пустяк. Так что открытие этого филиала можно рассматривать как превентивную меру борьбы с подростковой преступностью.

Конечно, хорошо было бы еще ус­лышать про то, как этих ребят трудоустра­ивают, — тогда бы инициативе красночетайских администраторов вообще цены не было. Но давайте трезво оценим условия: что-то активно предпринимать они могут только в пределах своего района. Где, как мы уже знаем, с рабочими местами плохо. Поэтому из Красного Четая многие ребята, получив диплом  уезжают в поисках работы и в другие районы, и в Чебоксары, и даже в Москву. В самом же районе, к при­меру, только 15 выпускников-механизато­ров нашли работу. Поэтому — в прошлом году — красночетайцы попробовали, что называется, зайти с другой стороны. И по договору с Вурнарским профучилищем открыли у себя курсы пчеловодов. Причем сразу в двух школах. Результат сказался незамедлительно — три бывших «курсанта» создали свои пасеки. Что называется, лиха беда начало. А в этом уже году в училище открыли  специальность портного  — для десятиклассников.

Так одно к одному и кладется — как кирпичики в стену. Но получится ли «домик», этого в Красном Четае сейчас не знают. Потому что очень скоро -  в, соот­ветствии с новым Законом об образова­нии — практически все профучилища Чу­вашии переведут на муниципальный уро­вень, Чем этот перевод обернется для гловного, вурнарского, училища, а следом для его филиала, красночетайцы и поду­мать боятся.

Жалко, если крахом. Уж больно затея хороша.

 



14 декабря 2004
00:00
Поделиться