Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Красночетайцы на страницах газеты "Сельская жизнь"

Июль. Чувашия. Мы едем из Чебоксар на празднова­ние 422-летия села Красные Четаи. Мы - это Татьяна Львовна Евдокимова,  пер­вый заместитель министра культуры Чувашской Респуб­лики, телевизионная группа Чебоксарского телевидения, и я - корреспондент газеты "Сельская жизнь".

Дорога не близкая, но время летит незаметно, по­тому что Татьяна Львовна увлеченно рассказывает о людях и хозяйствах, мимо которых мы проезжаем.

Мы подъезжаем к селу "Красные Четаи". Сразу же попадаем на главное меро­приятие— презентацию кни­ги краткой энциклопедии Красночетайского района. Красночётайцы - удиви­тельный народ. В Чувашии они составляют как бы свою везде узнаваемую ка­сту. Круглолицые, улыбчи­вые, гостеприимные, но ес­ли заденешь или в чем-то ущемишь, будут отстаивать свою Правоту до конца. Уп­рямее и напористей никого нет. Недаром их в республи­ке негласно зовут чувашскими чеченцами. За все де­ла берутся без страха. "Сде­лаем. Пусть не сразу, но сделаем. Мы же четайцы". Вот и сделали. Только сего­дня, на празднике, кроме энциклопедии; в которой по­именно на 223 страницах назвали всех известных, за­служенных, уважаемых лю­дей района, открытие в биб­лиотеке компьютерного за­ла. Здесь будут игры, видео, развивающая программа, Интернет.

Пока на площадь Побе­ды стекается народ, подхо­жу к рядам, где разверну­лась праздничная торговля. Четайский хлебозавод во главе с заведующей производством Ириной Леонидов­ной Патрикеевой представ­ляет свою продукцию: пря­ники, кренделя, пироги и фирменный каравай. Рядом бабушки продают земляни­ку, зелень. Выходят из дома пораньше, чтобы попасть на первый автобус, и уже к одиннадцати возвращаются с ведром ягод. Баба Зоя продает молоко по 10 руб­лей за литр. У нее своя ко­рова. Покупатели - в основ­ном жители райцентра.

.Среди народа ходит и местный батюшка, отец Ни­колай. Раньше он был арти­стом кукольного театра в Чебоксарах. Но вот уже 14 лет живет в селе со своей семьей : матушкой и четырь­мя детьми. "Когда приехал, церковь уже почти совсем разрушилась: в одной ее ча­сти обосновалась пожарная бригада, в другой, банк, в третьей спортзал; восста­навливали на  народные деньги. Первый колокол приобрели пятидесятипудовый, потом привезли двухсот двадцатипудовый из Нижнего Новгорода. Приход большой, чуваши очень ве­рующий народ".

Смотрю на людей и удивляюсь. Все ходят' на­рядные, в расшитых плать­ях, монистах. Спрашиваю у Юлии Петровны Мареевой из информационно-аналити­ческого отдела администра­ции района:

-  Они что, все будут вы­ступать? - И слышу в ответ: - Почему выступать, это наш национальный чуваш­ский костюм такой. Надева­ем на праздники, свадьбы. У каждой свой, причем сши­тый своими руками, У  нас есть обычай, когда девушка выходит замуж, то первый день она  в свадебном платье; а на второй надевает сшитое своими руками. Лю­ди оценивают её мастерство . Без такого платья и за­муж не выйдешь,, стыдно будет, что неумеха. Причем в вышивке у каждой есть свой нюанс. Некоторые, ко­нечно, покупают', но это сразу видно. А мониста раньше отливали из чисто­го серебра, тяжелые и очень дорогие, с ними было опасно без охраны ходить, теперь, делают из старых монет или железа. - И дальше с гордостью за своё село продолжает:

Посмотрите, какую мы построили отличную плоти­ну. Возвели через нее мост любви. Скульптуру ангела еще поставим, Чтобы моло­дожены, расписавшись в загсе на одном берегу, шли венчаться в церковь, через мост на другой берег, а по дороге их встречал ангел, который будет охранять нашу землю от беды и призы­вать к любви.

                                                                                   

   Марина Мордовина, кор. газеты «Сельская жизнь»

 

 



23 августа 2004
00:00
Поделиться
;