От сердца к сердцу - мост любви
Июль. Чувашия. Мы едем из Чебоксар на празднование 422-летия села Красные Четаи. Мы - это Татьяна Львовна Евдокимова, первый заместитель министра культуры Чувашской Республики, телевизионная группа Чебоксарского телевидения, и я - корреспондент газеты "Сельская жизнь".
Мы. подъезжаем к селу "Красные Четаи". Сразу же попадаем на главное мероприятие— презентацию книги краткой энциклопедии Красночетайского района. Красночётайцы - удивительный народ. В Чувашии они составляют как бы свою везде узнаваемую касту. Круглолицые, улыбчивые, гостеприимные, но если заденешь или в чем-то ущемишь, будут отстаивать свою Правоту до конца. Упрямее и напористей никого нет. Недаром их в республике негласно зовут чувашскими чеченцами. За все дела берутся без страха. "Сделаем. Пусть не сразу, но сделаем. Мы же четайцы". Вот и сделали. Только сегодня, на празднике, кроме энциклопедии; в которой поименно на 223 страницах Назвали всех известных, заслуженных, уважаемых людей района, открытие в библиотеке компьютерного зала. Здесь будут игры, видео, развивающая программа, Интернет.
Пока на площадь Победы стекается народ, подхожу к рядам, где развернулась праздничная торговля. Четайский хлебозавод во главе с заведующей производством Ириной Леонидовной Патрикеевой представляет свою продукцию: пряники, кренделя, пироги и фирменный каравай. Рядом бабушки продают землянику, зелень. Выходят из дома пораньше, чтобы попасть на первый автобус, и уже к одиннадцати возвращаются с ведром ягод. Баба Зоя продает молоко по 10 рублей за литр. У нее своя корова. Покупатели - в основном жители райцентра.
.Среди народа ходит и местный батюшка, отец Николай. Раньше он был артистом кукольного театра в Чебоксарах. Но вот уже 14 лет живет в селе со своей семьей : матушкой и четырьмя детьми. "Когда приехал, церковь уже почти совсем разрушилась: в одной ее части обосновалась пожарная бригада, в другой, банк, в третьей спортзал/Восстанавливали на ; народные деньги. Первый колокол приобрели пятидесятипудовый, потом привезли двухсот двадцатипудовый из Нижнего Новгорода. Приход большой, чуваши очень верующий народ".
Смотрю на людей и удивляюсь. Все ходят' нарядные, в расшитых платьях, монистах. Спрашиваю у Юлии Петровны Мареевой из информационно-аналитического отдела администрации района:
- Они что, все будут выступать? - И слышу в ответ: - Почему выступать, это наш национальный чувашский костюм такой. Надеваем на праздники, свадьбы. У каждой свой, причем Сшитый своими руками, У -нас есть обычай, когда девушка выходит замуж, то первый день она/в свадебном платье; а на второй надевает сшитое своими руками. Люди оценивают её мастерство . Без такого платья и замуж не выйдешь,, стыдно будет, что неумеха. Причем в вышивке у каждой есть свой нюанс. Некоторые, конечно, покупают', но это сразу видно. А мониста раньше отливали из чистого серебра, тяжелые и очень дорогие, с ними было опасно без охраны ходить, теперь, делают из старых монет или железа. - И дальше с гордостью за своё село продолжает:
- Посмотрите, какую мы построили отличную плотину. Возвели через нее мост любви. Скульптуру ангела еще поставим, Чтобы молодожены, расписавшись в загсе на одном берегу, шли венчаться в церковь, через мост на другой берег, а по дороге их встречал ангел, который будет охранять нашу землю от беды и призывать к любви.