Оценка эффективности налоговых расходов бюджета Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики по местным налогам за 2023 год
Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях мониторинга результатов действия льгот, сокращения потерь бюджета муниципального образования, подготовки предложений о прекращении действия налоговых льгот или их пролонгации. Оценка эффективности налоговых расходов за 2023 год проведена в соответствии с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов российской Федерации и муниципальных образований», Порядком формирования перечня налоговых расходов Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики от 02.08.2023 № 609, Порядком оценки налоговых расходов Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики от 04.08.2023 № 616.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми льготами (льготами по налогам и сборам) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Оценка эффективности налоговых льгот произведена на основании данных статической налоговой отчетности Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике:
формы № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам» за 2022 год;
формы № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам» за 2023 год.
В зависимости от категории плательщиков определены основные виды налоговых расходов на территории Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики: социальные, технические и стимулирующие.
В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка их целесообразности и результативности.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики.
- Сравнительный анализ сумм налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований по местным налогам
за 2023 год
Общая сумма выпадающих доходов бюджета муниципального образования в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования в 2023 году составила 1752 тыс. рублей, что на 12,8% ниже уровня 2022 года (2010 тыс. рублей).
(тыс. рублей)
Показатели |
2022 год |
2023 год |
Отклонение |
Удельный вес в общем объеме льгот, % |
|
сумма (+, -) |
% |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Льготы, установленные всего: |
2010,0 |
1752,0 |
-258,0 |
87,2 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
федеральным законодательством |
1271,0 |
1397,0 |
126,0 |
109,9 |
79,7 |
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований |
739,0 |
355,0 |
-384,0 |
48 |
20,3 |
1.1. Анализ сумм налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством.
Сумма налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне в отношении местных налогов, в 2023 году составила по муниципальному округу 1397 тыс. рублей или 79,7% от общей суммы предоставленных налоговых льгот, рост к уровню 2022 года (1271,0 тыс. рублей) на 9,9%, или на 126,0 тыс. рублей.
(тыс. рублей)
Показатели |
2022 год |
2023 год |
Отклонение |
|
сумма (+, -) |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Льготы, установленные федеральным законодательством по налогам, всего |
1271,0 |
1397,0 |
126,0 |
109,9 |
из них по: |
|
|
|
|
местным налогам: |
1271,0 |
1397,0 |
126,0 |
109,9 |
земельному налогу организаций |
0 |
0 |
0 |
0 |
земельному налогу физических лиц |
302,0 |
314,0 |
12,0 |
104 |
налогу на имущество физических лиц |
969,0 |
1083,0 |
114,0 |
111,8 |
Наибольшая сумма налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, в 2023 году приходится на налог на имущество физических лиц – 1083 тыс. рублей (77,5% от общей суммы федеральных налоговых льгот), из них в отношении следующих категорий налогоплательщиков:
– пенсионеров по старости (возрасту) – 832,0 тыс. рублей (в 2022 году – 783,0 тыс. рублей);
– физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года – 111,0 тыс. рублей (в 2022 году – 79,0 тыс. рублей);
– ветеранов боевых действий – 43,0 тыс. рублей (в 2021 году – 37,0 тыс. рублей);
– налогоплательщиков, имеющих трех и более несовершеннолетних детей –34,0 тыс. (в 2022 году – 28,0 тыс. рублей);
– инвалидов II группы –11,0 тыс. (в 2022 году –10,0 тыс. рублей);
– физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – 9,0 тыс. рублей (в 2022 году – 9,0 тыс. рублей);
– пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет – 8,0 тыс. рублей (в 2022 году - 7,0 тыс. рублей);
– граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет – 8,0 тыс. рублей (в 2022 году - 8,0 тыс. рублей);
– инвалидов с детства – 7,0 тыс. рублей (в 2022 году - 5,0 тыс. рублей);
– военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более – 3,0 тыс. рублей (в 2022 году - 2,0 тыс. рублей);
Налоговые льготы по земельному налогу физических лиц, установленных пунктом 5 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, за 2023 год составили 314,0 тыс. рублей, рост к уровню 2022 года (302 тыс. рублей) на 4%, или на 12,0 тыс. рублей. Количество налогоплательщиков, которым предоставлена льгота в 2023 году, составило 5508 единиц, увеличение на 136 единиц (в 2022 году – 5372 единиц). Основная сумма льготы приходится на освобождение от уплаты земельного налога пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание – 236,0 тыс. рублей.
- Анализ сумм налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в 2023 году составила 355 тыс. рублей, снижение к 2022 году на 384,0 тыс. рублей или на 48%, в том числе в разрезе налогов:
(тыс. рублей)
Показатели |
2022 год |
2023 год |
Отклонение |
|
сумма (+, -) |
% |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, всего |
739,0 |
355,0 |
-384,0 |
48 |
в том числе по: |
|
|
|
|
земельному налогу, всего |
739,0 |
355,0 |
-384,0 |
48 |
из них по: |
|
|
|
|
- организациям |
738,0 |
354,0 |
-384,0 |
48 |
- физическим лицам |
1,0 |
1,0 |
0,0 |
0 |
налогу на имущество физических лиц |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
В общей сумме налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, основная доля приходится на земельный налог организаций, 99,9%.
- Сравнительный анализ налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в разрезе видов налогов
Налоговые правоотношения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, в 2023 году регулировались Решением Собрания депутатов Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики от 27.10.2022 №С-2/4 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Красночетайском муниципальном округе Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления»,
По земельному налогу организаций в соответствии с Решением Собрания депутатов в 2023 году полностью освобождены от уплаты налога, подлежащему зачислению в местный бюджет:
а) органы местного самоуправления, финансируемые за счет средств местного бюджета. Льготой воспользовались 4 организаций на сумму 38 тыс. рублей;
б) муниципальные учреждения образования, культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения. Льготой воспользовались 17 бюджетных и автономных учреждения на сумму 316 тыс. рублей.
Общий объем налогового расхода за 2022 год по данным учреждениям составил 354,0 тыс. рублей, или 48% к уровню 2022 года. Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 37,5%. В 2023 году льготой воспользовались 21 организации.
Целью применения технических налоговых расходов является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.
Выпадающие доходы бюджета Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики в результате применения данной налоговой льготы по земельному налогу обеспечило снижение доли расходов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней на:
- 354,0 тыс. рублей в 2023 году
- 738,0 тыс. рублей в 2022 году
Технические налоговые расходы в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Красночетайского муниципального района до 2035 года в части совершенствования методов планирования и управления бюджетным процессом, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования, имеют положительные индикаторы бюджетной эффективности и поэтому признаются эффективными и не требующими отмены.
По земельному налогу общий объем налогового расхода за 2023 год, предоставленный физическим лицам, составил 1,0 тыс. рублей, или 100 % к уровню 2022 года. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате физическими лицами, составляет 0,3%.
Количество льготников за 2023 год составило 9 человек, или 100 % к уровню 2022 года и 0,1% к общему количеству налогоплательщиков – физических лиц.
Социальные налоговые расходы не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики, и их эффективность определяется социальной значимостью.
Оценка результативности производится на основании влияния налогового расхода на результаты реализации соответствующей муниципальной программы, либо достижение иных целей социально-экономической политики публично-правового образования, не отнесенных к действующим муниципальным программам и включает оценку социальной, экономической или бюджетной эффективности налогового расхода.
Целью социального налогового расхода является социальная поддержка незащищенных групп населения.
Применение налогового расхода способствуют снижению налогового бремени населения, повышению уровня доходов и качества жизни граждан, социальной защищенности населения, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.
Налоговые расходы носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.
Таким образом, социальные налоговые расходы, предоставляемые отдельным категориям граждан, признаются эффективными и не требующими отмены. Чтобы не допустить в дальнейшем снижения уровня доходов у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.
- Сравнительный анализ стимулирующих налоговых льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального образования, и оценка их эффективности в разрезе категорий налогоплательщиков
На основании данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, для организаций, получивших в соответствии со статьей 25.16 Налогового Кодекса Российской Федерации статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта, в отношении земельных участков, используемых для реализации специального инвестиционного контракта, на срок действия специального инвестиционного контракта, льгота по земельному налогу в 2023 году была не востребована (не воспользовалась ни одна организация).
Начальник финансового отдела администрации
Красночетайского муниципального округа
Чувашской Республики О.В. Музякова