Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Оценка эффективности налоговых расходов бюджета Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики по местным налогам за 2023 год

Отчет об оценке налоговых расходов Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики за 2022 год, объемах налоговых расходов Чувашской Республики за 2023 год и прогнозных показателях налоговых расходов за 2024 год

 

Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях мониторинга результатов действия льгот, сокращения потерь бюджета муниципального образования, подготовки предложений о прекращении действия налоговых льгот или их пролонгации. Оценка эффективности налоговых расходов за 2023 год проведена в соответствии с основными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов российской Федерации и муниципальных образований», Порядком формирования перечня налоговых расходов Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики от 02.08.2023 № 609, Порядком оценки налоговых расходов Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики от 04.08.2023 № 616.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми льготами (льготами по налогам и сборам) признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Оценка эффективности налоговых льгот произведена на основании данных статической налоговой отчетности Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике:

формы № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам» за 2022 год;

формы № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам» за 2023 год.

В зависимости от категории плательщиков определены основные виды налоговых расходов на территории Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики: социальные, технические и стимулирующие.

В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка их целесообразности и результативности.

Результаты оценки эффективности налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики.

 

  1. Сравнительный анализ сумм налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований по местным налогам

за 2023 год

Общая сумма выпадающих доходов бюджета муниципального образования в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования в 2023 году составила 1752 тыс. рублей, что на 12,8% ниже уровня 2022 года (2010 тыс. рублей).

 

 

(тыс. рублей)

Показатели

2022 год

2023 год

Отклонение

Удельный вес в общем объеме льгот, %

сумма

(+, -)

%

1

2

3

4

5

6

Льготы, установленные всего:

2010,0

1752,0

-258,0

87,2

100

в том числе:

 

 

 

 

 

федеральным законодательством

1271,0

1397,0

126,0

109,9

79,7

нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

739,0

355,0

-384,0

48

20,3

 

1.1. Анализ сумм налоговых льгот, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством.

Сумма налоговых льгот, предоставленных на федеральном уровне в отношении местных налогов, в 2023 году составила по муниципальному округу 1397 тыс. рублей или 79,7% от общей суммы предоставленных налоговых льгот, рост к уровню 2022 года (1271,0 тыс. рублей) на 9,9%, или на 126,0 тыс. рублей.

(тыс. рублей)

Показатели

2022 год

2023 год

Отклонение

сумма (+, -)

%

1

2

3

4

5

Льготы, установленные федеральным законодательством по налогам, всего

1271,0

1397,0

126,0

109,9

из них по:

 

 

 

 

местным налогам:

1271,0

1397,0

126,0

109,9

земельному налогу организаций

0

0

0

0

земельному налогу физических лиц

302,0

314,0

12,0

104

налогу на имущество физических лиц

969,0

1083,0

114,0

111,8

Наибольшая сумма налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, в 2023 году приходится на налог на имущество физических лиц – 1083 тыс. рублей (77,5% от общей суммы федеральных налоговых льгот), из них в отношении следующих категорий налогоплательщиков:

 

– пенсионеров по старости (возрасту) – 832,0 тыс. рублей (в 2022 году – 783,0 тыс. рублей);

 

– физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года – 111,0 тыс. рублей (в 2022 году – 79,0 тыс. рублей);

 

– ветеранов боевых действий – 43,0 тыс. рублей (в 2021 году – 37,0 тыс. рублей);

 

– налогоплательщиков, имеющих трех и более несовершеннолетних детей –34,0 тыс. (в 2022 году – 28,0 тыс. рублей);

 

– инвалидов II группы –11,0 тыс. (в 2022 году –10,0 тыс. рублей);

 

– физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – 9,0 тыс. рублей (в 2022 году – 9,0 тыс. рублей);

 

– пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет – 8,0 тыс. рублей (в 2022 году - 7,0 тыс. рублей);

 

– граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет – 8,0 тыс. рублей (в 2022 году - 8,0 тыс. рублей);

 

– инвалидов с детства – 7,0 тыс. рублей (в 2022 году - 5,0 тыс. рублей);

 

– военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более – 3,0 тыс. рублей (в 2022 году - 2,0 тыс. рублей);

 

Налоговые льготы по земельному налогу физических лиц, установленных пунктом 5 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, за 2023 год составили 314,0 тыс. рублей, рост к уровню 2022 года (302 тыс. рублей) на 4%, или на 12,0 тыс. рублей. Количество налогоплательщиков, которым предоставлена льгота в 2023 году, составило 5508 единиц, увеличение на 136 единиц (в 2022 году – 5372 единиц). Основная сумма льготы приходится на освобождение от уплаты земельного налога пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание – 236,0 тыс. рублей.

 

  • Анализ сумм налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Сумма налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в 2023 году составила 355 тыс. рублей, снижение к 2022 году на 384,0 тыс. рублей или на 48%, в том числе в разрезе налогов:

(тыс. рублей)

Показатели

2022 год

2023 год

Отклонение

сумма (+, -)

%

1

2

3

4

5

Льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, всего

739,0

355,0

-384,0

48

в том числе по:

 

 

 

 

земельному налогу, всего

739,0

355,0

-384,0

48

из них по:

 

 

 

 

- организациям

738,0

354,0

-384,0

48

- физическим лицам

1,0

1,0

0,0

0

налогу на имущество физических лиц

0,0

0,0

0,0

0

В общей сумме налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, основная доля приходится на земельный налог организаций, 99,9%.

 

  1. Сравнительный анализ налоговых льгот, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в разрезе видов налогов
Налоговые правоотношения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления, в 2023 году регулировались Решением Собрания депутатов  Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики от 27.10.2022  №С-2/4  «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Красночетайском муниципальном округе Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления»,

По земельному налогу организаций в соответствии с Решением Собрания депутатов в 2023 году полностью освобождены от уплаты налога, подлежащему зачислению в местный бюджет:

а) органы местного самоуправления, финансируемые за счет средств местного бюджета. Льготой воспользовались 4 организаций на сумму 38 тыс. рублей;

б) муниципальные учреждения образования, культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения. Льготой воспользовались 17 бюджетных и автономных учреждения на сумму 316 тыс. рублей.

Общий объем налогового расхода за 2022 год по данным учреждениям составил 354,0 тыс. рублей, или 48% к уровню 2022 года. Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 37,5%. В 2023 году льготой воспользовались 21 организации.

Целью применения технических налоговых расходов является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.

Выпадающие доходы бюджета Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики в результате применения данной налоговой льготы по земельному налогу обеспечило снижение доли расходов органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней на:

- 354,0 тыс. рублей в 2023 году

- 738,0 тыс. рублей в 2022 году

Технические налоговые расходы в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Красночетайского муниципального района до 2035 года в части совершенствования методов планирования и управления бюджетным процессом, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования, имеют положительные индикаторы бюджетной эффективности и поэтому признаются эффективными и не требующими отмены.

По земельному налогу общий объем налогового расхода за 2023 год, предоставленный физическим лицам, составил 1,0 тыс. рублей, или 100 % к уровню 2022 года. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате физическими лицами, составляет 0,3%.

Количество льготников за 2023 год составило 9 человек, или 100 % к уровню 2022 года и 0,1% к общему количеству налогоплательщиков – физических лиц.

Социальные налоговые расходы не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики Красночетайского муниципального округа Чувашской Республики, и их эффективность определяется социальной значимостью.

Оценка результативности производится на основании влияния налогового расхода на результаты реализации соответствующей муниципальной программы, либо достижение иных целей социально-экономической политики публично-правового образования, не отнесенных к действующим муниципальным программам и включает оценку социальной, экономической или бюджетной эффективности налогового расхода.

Целью социального налогового расхода является социальная поддержка незащищенных групп населения.

Применение налогового расхода способствуют снижению налогового бремени населения, повышению уровня доходов и качества жизни граждан, социальной защищенности населения, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.

Налоговые расходы носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.

Таким образом, социальные налоговые расходы, предоставляемые отдельным категориям граждан, признаются эффективными и не требующими отмены. Чтобы не допустить в дальнейшем снижения уровня доходов у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.

 

  1. Сравнительный анализ стимулирующих налоговых льгот, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального образования, и оценка их эффективности в разрезе категорий налогоплательщиков

 

На основании данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, для организаций, получивших в соответствии со статьей 25.16 Налогового Кодекса Российской Федерации статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта, в отношении земельных участков, используемых для реализации специального инвестиционного контракта, на срок действия специального инвестиционного контракта, льгота по земельному налогу в 2023 году была не востребована (не воспользовалась ни одна организация).

 

Начальник финансового отдела администрации

Красночетайского муниципального округа

Чувашской Республики                                                                                          О.В. Музякова