2018.03.12 Изменение механизма расчета выплат инвалидам-чернобыльцам не должно нарушать требования разумной стабильности!
Предметом проверки Конституционного суда РФ стали нормы о ежемесячных выплатах тем, кто стал инвалидом из-за чернобыльской катастрофы.
Данные положения неоднократно редактировались. В итоге менялся как механизм для определения этих компенсаций, так и сам размер получаемых сумм.
Так, с 02.03.1996 данное возмещение гарантировалось выплатой в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профтрудоспособности. Т. е. подобная степень выступала критерием определения размера суммы возмещения.
С 15.02.2001 подход к определению таких сумм возмещения был изменен. Компенсация установлена в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности.
При этом тем, кто получал компенсацию до такой корректировки регулирования, предоставлялась возможность по их выбору сохранить выплаты в ранее определенном размере (но не более определенной величины) или получать твердую сумму.
КС РФ счел нормы конституционными и указал, что они должны толковаться следующим образом.
Не предполагается, что можно снижать компенсацию, исчисленную из среднего заработка с учетом степени утраты профтрудоспособности, гражданам, которые до 15.02.2001 были признаны инвалидами-чернобыльцами и которым при очередном переосвидетельствовании установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профтрудоспособности.
Как подчеркнул КС РФ, сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда не нарушает конституционные принципы. Между тем уменьшение объема возмещения упомянутой категории инвалидов-чернобыльцев не отвечало бы требованиям стабильности (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2018 г. N 7-П).