Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Методические рекомендации по проведению акции «Народная инвентаризация»

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации содержат разъяснения по организации и проведению инвентаризации объектов недвижимости, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (далее – муниципальное образование), вне зависимости от их принадлежности к той или иной форме собственности (далее также – народная инвентаризация), по выявлению следующих объектов недвижимости:

неиспользуемых объектов недвижимости, в том числе длительное время, а также находящихся в неудовлетворительном (разрушенном или полуразрушенном, аварийном) состоянии;

объектов недвижимости, не вовлеченных в налоговый оборот, которые собственниками не поставлены на кадастровый учет в установленном законодательством порядке и не зарегистрировано право собственности на них.

1.2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Земельным кодексом Российской Федерации;

Градостроительным кодексом Российской Федерации;

Налоговым кодексом Российской Федерации;

Жилищным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

Посланием Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2017 год.

1.3.Основные цели проведения мероприятий народной инвентаризации:

- определение мер, направленных на повышение эффективности использования объектов недвижимости;

- расширение налогооблагаемой базы и увеличение неналоговых поступлений в соответствующий бюджет.

1.4. Настоящие Методические рекомендации применяются при проведении мероприятий народной инвентаризации в отношении зданий, строений, сооружений, построек, садовых (дачных) домов и иных построек.

1.5. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями проводятся следующие мероприятия:

- рассмотрение обращений по вопросам, указанным в пункте 1.1 настоящих  Методических рекомендаций;

- выявление неиспользуемых и аварийных объектов недвижимости;

- выявление бесхозяйных объектов недвижимости;

- выявление объектов недвижимости, по которым не происходит начисление налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц;

- включение выявленных в ходе мероприятий народной инвентаризации объектов недвижимости в перечень «Неиспользуемые объекты недвижимости» или перечень «Объекты недвижимости, не вовлеченные в налоговый оборот» информационной базы «Народная инвентаризация» объектов недвижимости.

В случае выявления неиспользуемых и аварийных объектов недвижимости:

 - осуществление органами местного самоуправления совместно с представителями Управления Росреестра по Чувашской Республике, территориальных налоговых органов  по Чувашской Республике, Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности и санитарных норм (по согласованию) в отношении собственников и правообладателей не использующих объекты недвижимости и находящихся в аварийном состоянии объектов, действий по их приведению в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, мероприятий муниципального земельного контроля в отношении земельного участка, на котором находится объект недвижимости, расположенный на территории муниципального образования;

- информирование собственников объектов недвижимого имущества о выявленных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, а также  о необходимости их устранения;

- направление органам, осуществляющим государственный надзор и муниципальный контроль за эксплуатацией зданий и сооружений, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики информации о выявленных нарушениях требований законодательства о градостроительной деятельности;

- направление органам, осуществляющим государственный земельный контроль, информации о выявленных нарушениях земельного законодательства в соответствии с установленной компетенцией.

В случае выявления бесхозяйного объекта недвижимости:

- проведение мероприятий по постановке на учет в органах регистрации прав в качестве бесхозяйных и государственной регистрации права собственности муниципального образования в органах регистрации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- вовлечение в хозяйственный оборот объектов недвижимости не позднее 6 месяцев с даты государственной регистрации права муниципального образования.

В случае выявления объектов недвижимости, по которым не происходит начисление налога на имущество при отсутствии зарегистрированных прав на выявленные объекты недвижимости:

- информирование собственников объектов недвижимого имущества, выявленных по результатам проведенных мероприятий народной инвентаризации, о необходимости постановки объекта на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

-  направление органам, осуществляющим государственный надзор и муниципальный контроль за эксплуатацией зданий и сооружений, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики информации о нарушениях требований законодательства о градостроительной деятельности;

- направление органам, осуществляющим государственный земельный контроль, информации о выявленных нарушениях земельного законодательства в соответствии с установленной компетенцией;

- информирование территориальных налоговых органов по Чувашской Республике о результатах проведенных мероприятий народной инвентаризации.

В случае выявления объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной и (или) муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка - проведение действий по изъятию объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке государственной и (или) муниципальной собственности и предоставленном по результатам аукциона, у собственника по  решению суда в  соответствии с законодательством Российской Федерации.  

1.6. Материалы по народной инвентаризации оформляются в отдельные дела.

1.7. В целях организации проведения мероприятий по народной инвентаризации решениями глав администраций муниципальных районов (городских округов) утверждаются медиа-планы по освещению начала и хода проведения народной инвентаризации, создаются рабочие группы муниципального образования по народной инвентаризации объектов недвижимости (далее также – рабочая группа муниципального образования). Состав рабочей группы муниципального образования утверждается главой администрации соответствующего муниципального образования. В состав рабочей группы муниципального образования входят:

заместитель главы администрации муниципального образования (председатель рабочей группы);

специалисты администрации муниципального образования, в том числе осуществляющие функции муниципального земельного контроля;

главы (специалисты) администраций сельских или городских поселений;

представители Управления Росреестра по Чувашской Республике и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике (по согласованию);

представители территориальных налоговых органов по Чувашской Республике (по согласованию);

представители Управления Россельхознадзора по Чувашской Республики и Ульяновской области (по согласованию);

представители пожарного надзора, Роспотребнадзора, гигиены и эпидемиологии (по согласованию);

представители общественности (по согласованию);

собственники объектов недвижимости и (или) их правообладатели (по согласованию).

На территориях городских округов могут быть созданы рабочие группы муниципальных образований с учетом административно-территориального деления.

1.8. Для проведения народной инвентаризации объектов недвижимости на территориях сельских (городских) поселений (городских округов) создаются выездные группы поселений (городских округов) (далее – выездные группы), состав которых утверждается решениями глав администраций муниципальных районов (городских округов).

В состав выездной группы входят:

глава администрации сельского (городского) поселения (председатель выездной группы) (для муниципальных районов);

специалисты администрации сельского (городского) поселения (городского округа);

представители общественности (по согласованию);

собственники объектов недвижимости и (или) их правообладатели (по согласованию).

1.9. Рабочая группа муниципального образования:

организует и проводит мероприятия по народной инвентаризации на территории муниципального образования;

рассматривает материалы по результатам народной инвентаризации;

готовит по результатам проведения мероприятий предложения по проблемным объектам недвижимости органам местного самоуправления.

1.10. Выездная группа:

осуществляет осмотр объектов недвижимости;

готовит материалы по результатам осмотра;

направляет в рабочую группу муниципального образования, созданную на территории соответствующего муниципального района (городского округа), материалы по результатам инвентаризации объектов недвижимости;

проводит мероприятия по вовлечению объектов недвижимости в хозяйственный и налоговый оборот.

1.11. Проведение мероприятий по народной инвентаризации объектов недвижимости осуществляется с привлечением общественности, граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, широкого освещения мероприятий в средствах массовой информации.

 

2. Порядок проведения мероприятий

 

2.1. В рамках подготовительных мероприятий администрации муниципальных районов и городских округов до 10.02.2017:

- создают баннеры «Народная инвентаризация» объектов недвижимости на официальных сайтах администраций муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- утверждают состав рабочей группы муниципального образования;

- утверждают состав выездных групп;

- утверждают медиа-планы освещения начала и хода проведения народной инвентаризации;

- составляют план-график осмотра объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования (для муниципальных районов  в разрезе сельских (городских) поселений и населенных пунктов), по прилагаемой форме (приложение № 1);

- публикуют планы-графики осмотра объектов недвижимости за 5 календарных дней до начала проведения мероприятий по народной инвентаризации в средствах массовой информации и размещают на официальных сайтах администраций муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- запрашивают в уполномоченном Правительством Российской Федерации  федеральном органе исполнительной власти и его территориальных органах сведения государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).

В ходе проведения народной инвентаризации выездные группы:

- составляют перечни объектов недвижимости с указанием их собственников (правообладателей), расположенных на территории муниципального образования с указанием вида объекта недвижимости, назначения, целевого использования;

- получают из ЕГРН  сведения о зарегистрированных правах и иные сведения на объекты недвижимости и земельные участки, занимаемые ими;

- анализируют полученные сведения;

- анализируют сведения, содержащиеся в реестрах муниципального имущества и похозяйственных книгах;

- осуществляют сбор иной информации об объектах недвижимости и земельных участках, занимаемых ими.

2.1.1. Администрации муниципальных районов и городских округов

а) на основе сведений ЕГРН получают данные об объектах недвижимости, в отношении которых:

- не рассчитана кадастровая стоимость, в том числе по причине отсутствия сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования, установления вида разрешенного использования, не позволяющего рассчитать кадастровую стоимость;

- отсутствуют исчерпывающие сведения, позволяющие однозначно установить правообладателя объекта недвижимого имущества (например, в части сведений о правах имеются только записи о ФИО физического лица и т.п);

- отсутствуют  адресные сведения, позволяющие привести адрес объекта в соответствие со структурой адресных данных, предусмотренной для ведения Федеральной информационной адресной системы (далее – ФИАС).

б) получают от Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике сведения о не вовлеченных в налоговый оборот объектах недвижимого имущества в целях уточнения характеристик таких объектов (площади, видов разрешенного использования и др.);

в) проводят мероприятия по определению (уточнению) характеристик объектов недвижимого имущества с целью вовлечения их в налоговый оборот, в том числе осуществляют:

- принятие решения об определении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков, установление (уточнение) адреса места нахождения объектов недвижимости;

- уточнение сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае отсутствия соответствующих сведений в ЕГРН; 

 - обеспечение полной нумерации жилых домов в населенных пунктах с внесением соответствующих изменений в ФИАС.

2.2. Выездные группы осуществляют осмотры объектов недвижимости с выездом на место и подготовку материалов для их осмотра.

В ходе осмотра объектов недвижимости выездная группа осуществляет:

- проверку наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты  недвижимости, в том числе земельные участки под указанными объектами;

- осмотр объекта недвижимости, определение его целевого использования, в том числе земельного участка под ним на предмет соответствия его фактического использования виду разрешенного использования;

- составление акта осмотра, включающего в себя наименование объекта недвижимости и его местоположение, кадастровый номер, назначение, технические характеристики (год постройки или ввода в эксплуатацию, этажность, площадь), кадастровый номер земельного участка, вид разрешенного использования, фактическое использование, сведения о собственниках, правообладателях, результаты и выводы осмотра;

- осуществляет иные действия, необходимые для проведения осмотра.

В целях идентификации объектов недвижимости к акту осмотра прилагаются ситуационный план и материалы фотосъемок.

Акты осмотра подписывают все члены выездной группы и собственник (правообладатель) при согласии.

Члены выездной группы обеспечивают полноту и точность фактических данных об объектах недвижимости, правильность и своевременность оформления материалов осмотра.

2.3. Материалы осмотра объектов недвижимости выездными группами еженедельно предоставляются в рабочую группу муниципального образования.

2.4. Органы местного самоуправления обеспечивают информирование населения в средствах массовой информации о предстоящих мероприятиях народной инвентаризации объектов недвижимости и датах выездных осмотров объектов недвижимости согласно утвержденному плану-графику осмотра.

2.5. Рабочая группа муниципального образования рассматривает материалы, представленные выездной группой, а также информацию, поступившую от граждан (юридических лиц) в порядке, установленном пунктом 2.6 настоящих Методических рекомендаций, с учетом поступивших сведений из ЕГРН.

2.6. Органы местного самоуправления обеспечивают создание «горячей линии» и прием информации от граждан (юридических лиц) о заброшенных, неиспользуемых и аварийных объектах недвижимости, а также об объектах, в отношении которых собственниками не уплачивается налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц  путем создания баннера «Народная инвентаризация» объектов недвижимости на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещается телефон и адрес электронной почты для получения  информации.

2.6.1. Рассмотрение поступающих обращений по объектам, указанным в пункте 1.1 настоящих Методических рекомендаций осуществляется рабочими группами муниципальных образований. Указанные обращения регистрируются в журнале учета обращений по мероприятиям «Народная инвентаризация» объектов недвижимости(приложение № 2).

2.6.2. В процессе рассмотрения поступающих обращений рабочие группы муниципальных образований осуществляют взаимодействие с Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее – Минюст Чувашии), администрациями муниципальных образований, заявителями, собственниками (правообладателями) объектов недвижимости, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

2.6.3. Рассмотрение обращений, поступающих по мероприятиям народной инвентаризации осуществляется в срок не позднее 15 рабочих дней с даты  поступления обращения. Результатом рассмотрения обращений является включение объектов недвижимости в информационную базу «Народная инвентаризация» объектов недвижимости или обоснованный (мотивированный) отказ об их включении в информационную базу «Народная инвентаризация» объектов недвижимости.

2.7. Проведение мероприятий по народной инвентаризации рекомендуется осуществить  в 2017 году.

 

3. Рассмотрение материалов народной инвентаризации объектов недвижимости

           

3.1. Выездная группа формирует материалы народной инвентаризации, готовит предложения по проведению мероприятий в отношении каждого объекта недвижимости. Решение по результатам заседания выездной группы оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем и членами выездной группы.

Материалы, подготовленные выездной группой, рассматриваются на заседании рабочей группы соответствующего муниципального образования.

По результатам осмотра выездная группа обеспечивает:

- информирование владельцев и пользователей объектов недвижимого имущества о необходимости проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности использования объектов недвижимого имущества;

- направление информации о принятии мер в контролирующие органы;

- информирование владельцев объектов недвижимого имущества, выявленных в процессе народной инвентаризации, о необходимости постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, регистрации права собственности;

3.2. Рабочая группа муниципального образования:

определяет качество работы, проведенной выездной группы на основании представленных материалов по результатам проведения мероприятий народной инвентаризации;

рассматривает предложения о включении объектов недвижимости в  перечни «Неиспользуемые объекты недвижимости» или «Объекты недвижимости, не вовлеченные в налоговый оборот» информационной базы «Народная инвентаризация» объектов недвижимости; 

согласовывает план проведения мероприятий в отношении каждого объекта недвижимости, включенного в названные перечни;

утверждает результаты проведенных мероприятий по народной инвентаризации объектов недвижимости.

3.3. При необходимости рабочей группой муниципального образования может быть произведена проверка качества проведенной работы выездной группы с выездом на место нахождения  объекта недвижимости.

3.4. Рабочая группа муниципального образования:

с 10.02.2017 еженедельно осуществляет свод информации;

о количестве выявленных неиспользуемых объектов недвижимости, а также находящихся в неудовлетворительном состоянии (разрушенном, полуразрушенном, аварийном) состоянии и объектов недвижимости, не вовлеченных в налоговый оборот, по прилагаемой форме (приложение № 3);

о количестве поступивших обращений по прилагаемой форме (приложение № 4);

с 01.03.2017 ежемесячно осуществляет свод информации о результатах проведенных мероприятий  по прилагаемой форме (приложение № 6);

3.5. Подведение итогов народной инвентаризации объектов недвижимости осуществляется Минюстом  Чувашии на основании данных, представляемых органами местного самоуправления по отчетным формам в срок:

до 10.02.2017 о создании баннера, рабочей группы муниципального образования, а также выездных групп (приложение № 5);

до 01.03.2017 и в дальнейшем еженедельно:

о количестве выявленных неиспользуемых объектов недвижимости, а также находящихся в неудовлетворительном состоянии (разрушенном, полуразрушенном, аварийном) состоянии и объектов недвижимости, не вовлеченных в налоговый оборот (приложение № 3), о количестве поступивших обращений (приложение № 4);

о включенных в перечни «Неиспользуемые объекты недвижимости» или «Объекты недвижимости, не вовлеченные в налоговый оборот» информационной базы «Народная инвентаризация» объектов недвижимости(приложение № 7); 

до 01.04.2017 и в дальнейшем ежемесячно о результатах проведенных муниципальным образованием мероприятий по народной инвентаризации объектов недвижимости (приложение № 6). 

3.6. Органы местного самоуправления обеспечивают:

-  ведение перечней «Неиспользуемые объекты недвижимости» и «Объекты недвижимости, не вовлеченные в налоговый оборот» соответствующего муниципального образования;

- выполнение мероприятий по результатам проведения народной инвентаризации в отношении объектов недвижимости, включенных в перечни «Неиспользуемые объекты недвижимости» или «Объекты недвижимости, не вовлеченные в налоговый оборот» информационной базы «Народная инвентаризация» объектов недвижимостии представление сведений в Минюст Чувашии по формам, предусмотренным в приложениях № 3,4,6 к настоящим Методическим рекомендациям; 

- информирование населения о результатах проведения мероприятий народной инвентаризации объектов недвижимости.